HANTO I DOKIMO


Курские «Страдивари» и «Марья-искусница»

 статья в Курской газете Друг для друга 

Живет в Курске такая семья: муж Александр мастерит гитары, жена Татьяна – украшения из дерева.

Гитарная наука

Когда слышишь гитару, вряд ли задаешься вопросом, как она была изготовлена. Но звучание инструмента как раз и зависит от этих «как», «кем», «из чего» и «когда». Будет ли оно громким, чистым, проникающим в самую душу или слабым, с хрипотцой и примесью других звуков. Гитары, сделанные руками Александра Евдокимова, играют душевно. И это неудивительно, ведь сделаны они с любовью и старанием из экзотических пород дерева (бубинго, черное дерево, палисандр, лайсвуд, карельская береза, дуб, кедр). Неискушенному в музыкальных делах человеку кажется, чего проще – фанерная коробка со струнами. Однако создание гитары – целая наука, построенная по своим, тщательно выверенным законам.

– Александр Васильевич, где вы обучались этому ремеслу?

– Сам, по книжкам, методом проб и ошибок.

– А как появилась на свет первая гитара?

– Когда учился в музыкальном училище, у преподавателя была гитара работы известного мастера Феликса Акопова – она поражала меня звучанием. Кроме того, музыкальные инструменты стоили довольно дорого, а денег у меня, студента, не было. Вот и решил смастерить гитару сам. И до сих пор этим занимаюсь, уже 30 лет.

Окончив музучилище по классу гитары, Александр 8 лет преподавал и одновременно возглавлял вокально-инструментальный ансамбль. В то время его можно было услышать в центральных ресторанах города. Лишь в годы перестройки Евдокимов сумел организовать свое дело. Около 15 лет в Курске работает созданная им мастерская музыкальных инструментов. Она занимает полуподвальное помещение жилого дома на улице Ленина, предоставленное городским комитетом культуры.

Переступая порог мастерской, попадаешь в иной мир – мир красоты дерева и человеческого мастерства. В воздухе витает дурманящий запах. Кругом станки, циркули, линейки – чтобы сделать гитару, нужны сложнейшие математические расчеты. Маэстро священнодействует над деревом, принимает учеников. А когда берет гитару в руки, она начинает издавать необыкновенные волшебные звуки фламенко – стиля, столь полюбившегося Евдокимову. Тут же, в мастерской, он устроил звукозаписывающую студию. Не исключено, что скоро появится диск с произведениями мастера.

Его инструменты ценятся, за ними к курянину едут артисты из городов России и Украины, есть заказчики из Франции. Гитара Евдокимова есть у популярного исполнителя русских романсов Рахима Рахманова. Один инструмент Александр презентовал своей «альма-матер» – музыкальному училищу.

Чертозианская мозаика

Татьяна Яхонтова – не только друг и соратник Александра, она – неизменная муза, помощница и вдохновительница, во всем разделяющая его взгляды на жизнь.

«Мы считаем, что в каждом человеке есть творческое начало, – говорит она, – но зачастую происходит так, что родители не замечают в ребенке тех или иных способностей, не развивают их. Человек взрослеет, стареет, а затем покидает этот мир, так и не узнав, что, возможно, в нем умер талантливый художник, поэт или мастер с золотыми руками».

– А в вас кто рассмотрел ваши таланты?

– Александр нашел свое призвание, а затем помог найти его и мне. Раньше я работала провизором. Теперь занимаюсь чертозианской мозаикой.

Такой мозаикой обрамляется динамическое отверстие гитары. Узор собран из множества крошечных деревянных квадратиков, искусно склеенных между собой. В одном квадратном сантиметре удается разместить до 400 кусочков древесины. Эту декоративную технику придумали еще в XIII веке итальянские монахи, но Татьяна с Александром дополнили и усовершенствовали ее. Теперь мозаика украшает не только гитары Евдокимова, но и собственные изделия Татьяны – деревянные заколки, гребешки, серьги, шпильки, шкатулки.

Пока ни в нашей стране, ни за рубежом никто подобного не делает. Иностранцы проявляют огромный интерес к работам, удивляются искусству курской мастерицы, рассматривая тонко выложенный орнамент через увеличительное стекло. Татьяна уже побывала на международных выставках в Дубаи, Сочи, ее работы представлены в Центральном доме художника и галерее имени Церетели в Москве, приглашают ее на выставку и немцы. Большим спросом пользуются изделия наших мастеров на Арбате. У Александра и Татьяны даже есть свой бренд, который они шутя придумали – «Hantoidokimo», что означает Яхонтова и Евдокимов.

– А вот учеников у нас пока нет, – досадуют супруги. – Мы были бы рады передать свой опыт, научить мастерству, да только молодежь сегодня в основном идет в менеджеры, бухгалтеры да юристы, а Страдивари и Марьи-искусницы у них не в большом почете. Появляются ученики, но не задерживаются, ведь наше искусство – это долгий кропотливый труд, а еще умение видеть, наблюдать и чувствовать, никакой учебник этому не научит.

Александр и Татьяна не только мастера своего дела, они придерживаются особой философии, хотят жить в гармонии с миром и природой. Город со всей своей накопленной негативной информацией их разочаровывает. Мечтают они о своем доме за городом, так называемом «родовом поместье», где можно будет спокойно жить и трудиться вдали от шума и суеты.

Светлана СОЛОВЬЕВА (ДругДляДруга, Архивный номер № 49 (687) от 4 декабря 2007 года)